С волками быть…

09.11.2009

С волками быть…
В театре п/р Олега Табакова поставили пьесу Островского «Волки и овцы»

Спектакль этот и придуман лихо, и сыгран заразительно. Актеры тут все как на подбор: и опытные уже мастера Дмитрий Куличков, Павел Ильин, Александр Фисенко, Сергей Угрюмов, Яна Сексте, и молодые дебютанты Анна Чиповская, Вячеслав Чепурченко, и, конечно же, удивительная Роза Хайруллина, недавнее приобретение «Табакерки». Она не просто талантлива, она — актриса, если так можно сказать, ручной выделки. Выйдет, к примеру, в эпизоде, а только на нее и смотришь. Помню, в Самаре (откуда ее Табаков и вывез) она Буратино совершенно поразительно играла, забыть нельзя. Ну а в «Волках и овцах» она играет Мурзавецкую, даму страшно набожную. Говорит тихо, глядит кротко, на все углы поклоны кладет, крестом себя осеняет. Сценограф Лариса Ломакина выкрасила дощатые стены в черный и белый цвет. И стулья венские (черные и белые) в беспорядке расставила — вот и вся обстановка. На стены вместо икон тоже стулья вешают, на них и молятся. Режиссер Константин Богомолов перенес действие на Пасху, и прежде, чем обмануть кого, герои не забывают воскликнуть привычное: «Христос воскресе!»

Те, кто полюбил знаменитый спектакль Петра Фоменко по этой же пьесе Островского, удивятся несказанно. В театре Табакова они увидят совсем другую пьесу. Нет, нет, слова все те же, только не будет в них ни обаяния, ни лукавства, ни теплоты, ни снисхождения. «Волки и овцы» — спектакль сатирический, резкий и отчаянно злой. В советские времена, если кто помнит, режиссеры очень любили, ставя классику, о современности высказываться. Потом все это ушло как будто за ненадобностью. О жизни нашей стали высказываться все кому не лень, кроме театра. И только в последнее время «кое-где у нас порой» то тут, то там стали появляться по-брехтовски острые, социальные спектакли, цепляющие больные для нашего времени темы. Новый спектакль Богомолова из их числа.

Островскому режиссер ничего не вписал (ну разве что двух новых бессловесных персонажей на сцену вывел), только каким-то загадочным образом из текста вычитал совершенно новое содержание. Овец тут он вовсе не увидел, под это определение в спектакле подойдет разве что спившийся племянник Мурзавецкой Апполон (Дмитрий Куличков играет роскошно), его, несчастного, в конце, как собаку, на привязь посадят. Все остальные уж точно — волки, все друг друга нагло надувают, без церемоний обходятся. Грубо на пол валят, когда Мурзавецкой придет охота физиологических утех, ну или совсем попросту — раз, и в морду. Для этой цели, кстати, у лощеного Беркутова с повадками особиста (Сергей Угрюмов), приехавшего из Петербурга в депутаты баллотироваться, а заодно и имение приобрести, имеется молчаливый прислужник по имени Славик (Вячеслав Чепурченко), белокурый красавчик, бойко вскидывающий руку в знакомом приветствии. Тут самое время сказать, что музыка в этом спектакле сплошь немецкая, тех самых времен, о которых вы сейчас подумали. Вот и Богомолов о том же подумал, на улицу и в телевизор глянув. Оттого-то на его спектакле — смех смехом, а мороз пробирает. Страшно, если задуматься.

Марина Зайонц, журнал «Итоги» 




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика