Малоизвестный рассказ Толстого о страсти

23.12.2011

Малоизвестный рассказ Толстого о страсти 

Публика редко ходит на режиссеров. Режиссерам публика предпочитает актеров. Про режиссера она вспоминает в двух случаях: если актеры играют из рук вон плохо, либо уж так хорошо, что глазам не верится. В обоих случаях имя режиссера стараются крепко-накрепко запомнить. На «Дьявола» пойдут ради молодого Максима Матвеева — его запомнили в «Стилягах», где у него роль гедониста из номенклатурной семьи, обладателя правильного кока, пачки «Мальборо» и квартиры в Доме на набережной. В «Дьяволе» он играет совершенно проти­воположное — молодого помещика Евгения Иртенева, наделенного стойким ­нравственным чувством, которое роковым образом вступает в разногласие с физи­ческим влечением. «Для здоровья» Иртенев сходится в своей деревне с крестьянкой. Время спустя он женится на ровне — благородной, бедной и невинной девушке, и все у них, казалось бы, развивается как должно — но тут ­Иртенева ­начинает преследовать образ крестьянки. Желание изводит его день за днем, от него невозможно скрыться, и разрешить ситуацию можно, только убив жену. Или крестьянку. Или себя.

Поставил спектакль дебютант Михаил Станкевич — ученик Сергея Женовача, и этим почти все сказано. Почти, потому что — да, как и большинство «женовачей», Станкевич высоко берет и ставит не пьесу, но прозу, что гораздо сложнее. Но есть и отличие. Все «женовачи» как приговоренные будят своими лирами добрые чувства, а Станкевич сходу берет резкую ноту: толстовский «Дьявол» — откровенный физиологический очерк. Ему удалось довольно ловко перевести прозу в действие и диалоги — и не свалиться при этом ни в вульгарность, ни в поэзию. Он несколько злоупотребляет излюбленным приемом (строит диалог между героями на том, что они по-разному прочитывают одну и ту же строку: мол, мужчины и женщины по-разному смотрят на вещи), но в целом спектакль сработан с редкой для дебютанта сноровкой. И именно поэтому имя его публика вряд ли запомнит (хотя запомнят его профессионалы): это не провал, но и не откровение. Что касается артиста Матвеева, то его герой страшно мил, но актер так боится нарушить приличия, рассказывая о своей страсти, что в нее в какой-то момент попросту перестаешь верить. Героем их спектакля оказывается… Лев Толстой. Он написал «Дьявола» в молодости, но Софья Андреевна, обнаружив в нем аллюзии на их с Львом Николаевичем приватную историю, в ярости затолкала рукопись под обивку рабочего кресла. Перед свадьбой Толстой в порыве ложно понятого нравственного чувства дал невинной девушке почитать свой дневник — в нем в числе прочего описывались похождения, предпринимавшиеся «для здоровья». Нашлась рукопись только годы спустя, и перед смертью Толстой именно над нею и работал. Не знаю, кто кого разглядит в спектакле, но я видела бородатого старца, который доискивается истоков того ада, в который превратилась его собственная жизнь.

Елена Ковальская, "Афиша" 21.12.11




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика