"Дьявол" одним выстрелом

20.12.2011

«Дьявол»: одним выстрелом

«Табакерка» сделала Максима Матвеева заложником страсти.

Ученик Сергея Женовача, Михаил Станкевич пробует себя на режиссерском поприще. Актеров и сцену для эксперимента ему предоставил сам Олег Павлович Табаков. И не прогадал. Получился крепкий ученический спектакль, который оправданно вошел в репертуар «Табакерки».

У «Дьявола» нет сценической судьбы, данный факт мог бы стать минусом постановки, а стал ее плюсом. Станкевичу удалось заинтриговать зрителя, при этом поставить автобиографическую повесть классика о прелюбодеянии не скандально. Режиссер сделал ставку на  аккуратную интеллигентную манеру своего учителя, худрука СТИ.

Сюжет почти тривиальный: жил-был молодой красивый помещик, который до свадьбы платил крестьянке за любовь. А когда женился на равной, не смог забыть былую привязанность, от тоски и угрызений совести пустил себе пулю в лоб. По идее главным героем этой истории должна стать страсть, сметающая все на своем пути. В воздухе должно витать напряжение,  а между главными героями летать искры. К сожалению, ни того, ни другого в «Дьяволе» нет. Максим Матвеев, безусловно, актер красивый и многообещающий, но конкретно в этом спектакле он не слишком убедителен. Он скован, когда играет физическое вожделение и нервную горячку, с ним связанную. Мало помогает ему и его партнерша, исполнительница роли коварной разлучницы Степаниды (Екатерина Стеблина).

У молодой актрисы (ученица Кирилла Серебренникова) почти бессловесная роль, она играет глазами и жестами. В этом заключается основная сложность -  изобразить опыт, которого нет, и заставить зрителя поверить в него. Степанида Толстого одним своим существованием ставит под угрозу размеренный быт помещика Иртеньева. Она вся восторг жизни, тайный огонь и нега.  В спектакле «Табакерки» Степанида  похожа на самовлюбленную и совершенно глупую дикарку, невесть как оказавшуюся в деревне. Сомнительно, чтобы помещик ради такой оставил образцово-показательную жену.

Впрочем, некоторая актерская робость, присущая Матвееву и Стеблиной, впечатления от спектакля почти не портит. Им, возможно, не удается сыграть все на одном дыхании, но мастерство для молодых талантов — вопрос времени. Нельзя сбрасывать со счетов ни их удач (Матвеев определенно хорош, когда вслух анализирует свою греховность),ни молодого энтузиазма, ни старательности.

В спектакле множество сильных сцен, иногда, правда, нарочитых, но все равно эффектных. Вот Степанида соблазняет Иртеньева, окуная руку в бедон с медом, а здесь по-птичьи кричит, раскачиваясь на тяжелой лампе.  Невероятна хороша Роза Хайруллина в роли тещи. О, этот ядовитый взгляд, хлесткие замечания и проглядывающая через все это рабская преданность дочери. Ольге Красько удалось сыграть наивную любовь Лизы Анненской, а Борису Плотникову  вальяжность и «большое прошлое» дядюшки Андрея. Отдельных слов благодарности стоит Марина Салакова. Ее Марья Павловна (мать Иртеньева) — образ цельный и блестяще сыгранный. Чего стоит удивленный взгляд совершенно пустых глаз, когда сын говорит о долгах и перспективе продать имение.

«Дьявол» принципиально классичен, это козырь постановки. Станкевич и его команда подробно анализируют чужой опыт, всматриваются в детали и отчаянно ищут смысл жизни. Они делают это так несовременно и... заразительно.

 

Наталья Витвицкая, VashDosug.ru 19.12.11

 




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика