Дьявол носит лапти

13.12.2011

Дьявол носит лапти

 На сцене «Табакерки» — повесть Толстого

 Режиссерский дебют Михаила Станкевича сделан точно и умно. Недавний выпускник мастерской С.В. Женовача в РАТИ поставил повесть Л.Н. Толстого 1890 года. Сценической истории «Дьявол», кажется, не имеет. И автором не был опубликован при жизни: сюжет аккумулирует не только подлинную историю жизни и смерти соседа по уезду, но и опыт молодости самого классика.

Сюжет прост: Евгений Иртенев, опора семьи и кандидат Петербургского университета, работает день и ночь, чтоб очистить наследное имение от долгов отца. Встречается иной раз со Степанидой, соломенной вдовой столичного кучера. Платит ей рубль по факту. И, освобожденный кратким свиданием, думает далее о кредиторах, быках и свекловице.

Система — простая, здравая, вечная. Помянута вскользь и у Пушкина, и у Бунина.

…Евгений женится на барышне своего круга. Прекращает встречи со Степанидой: он порядочный человек. Спасено хозяйство, за твердым плечом Иртенева блаженствует семья. Но на поденных работах, на гумне, в осенних сумерках мелькает красная панева Степаниды. И то, что казалось таким простым, стоило рубля и получаса, вдруг делается мукой и наваждением, бьет лихорадкой желания, жаром стыда — и судорогой суицида.

В двухчасовом спектакле «Табакерки» отлично сложился актерский ансамбль. Беспечная, как жасмин у балюстрады, Матушка (Марина Салакова), застенчиво-эмансипированная жена и мыслящая соратница Лиза (Ольга Красько), меланхоличный Дядюшка в летнем коломянковом пиджачке (Борис Плотников), грубоватый на фоне господ, но сметливый и здравомыслящий Управляющий (Алексей Вакарчук), упорно-суетливая, ядовитая в каждом жесте и междометии, хищно и безрассудно любящая свою дочь теща Варвара Алексеевна (Роза Хайруллина) — образуют смешные и изящные группы, точно в живых картинах, славят прелесть XIX века, воздают хвалу Иртеневу.

Текст повести сохранен — и дополнен веществом театра. Обрывок фразы Толстого превращается в ликующую хозяйственную кантату «Фосфориты оправдают!». Без слов поставлена сцена жаркой, мглистой, грешной ночи в коридорах усадьбы. И именно пластикой, почти пантомимой, лихорадкой жеста держится дуэт Иртенева (Максим Матвеев) и Степаниды (Екатерина Стеблина, студентка Школы-студии МХАТ).

Эта усадебная пастораль с выстрелом в финале полна современных смыслов. Человек тридцати лет, держащий на плечах семью и отдающий долги отцов, — герой новый в русской жизни. Герой сегодняшний. Без прагматизма и здравомыслия он не ступит шагу… но лихорадочные, абсолютно иррациональные силы крови, плоти, совести и рока властны над ним. Точно так же, как были властны над беспечными отцами и дедами.

Он прекрасен со своей агрономией, со своей приходо-расходной книгой, где наконец-то сошелся дебет с кредитом! Но книга жизни много глубже. И от судеб защиты нет.

В этом, кажется, и message очень достойного режиссерского дебюта в «Табакерке».

Елена Дьякова, "Новая газета" 09.12.2011




Информационная поддержка:
Генеральные радио партнёры:
750670  Яндекс.Метрика